Первый штрих: индивидуальность
Заблуждение: логотип должен отражать концепцию бизнеса.
Истина: Торговый знак – это не обязательно иллюстрация и прямые аналогии с товаром или услугой. Он может (а скорее всего и должен) поддерживать нейтральный художественный смысл, лишенный документальных параллелей. Основная задача – непохожесть на другие логотипы, особенно в сравнении с конкурентами по своей тематической нише. Исключение составляют знаки, использующие название фирмы или направлений её деятельности.
Здесь можно вспомнить классический пример Adidas. Это запутанная история дележа семейного бизнеса и его рекламной атрибутики, но самая распространённая версия гласит, что известный логотип принадлежит авторству владельца бренда Ади Дасслеру. Между прочим, почти никто из широкой публики не знает, о чем идёт речь – в качестве первого и основного визуального представления служат знаменитые три полоски. А трилистник, круглый «спорт и стиль» и не менее концептуальные «три бара» появились гораздо позже, символизируя торговые направления.
Именно за индивидуальность происходит рыночная борьба. Бренды судятся между собой не только в попытке препятствовать прямому копированию, но и за использование определённых цветовых сочетаний или графических форм, способных запутать потребителя.
Второй штрих: упрощение
Заблуждение: логотип лучше воспринимается, если он не содержит излишних визуальных элементов и аскетичен.
Истина: торговый знак должен быть заметным. Какими выразительными приёмами этого достичь, лежит в поле ответственности дизайнера.
Все теоретические выкладки в этом направлении разбиваются о тренды, существующие в практической плоскости. Одно время в моду вошли градиентные заливки, блики и объём, и оформители начали их массово использовать в новых логотипах или проводить ребрендинг уже существующих. Затем наступил flat-период и знаки стали плоскими, лишёнными теней и обводок. На сегодняшний день примитивизм снова отодвинулся на задний план, пропустив вперёд архитектурные конструкции, типографику и монохром.
Заметим, что логотипы ценны своей способностью работать основой для построения дизайнерских концептов. Взаимопроникновению кругов узнаваемого MasterCard по силам выдержать сложные визуальные трансформации, оставаясь при этом совершенно уникальным графическим объектом, ассоциирующимся только с одним финансовым брендом.
Заключение
Любое правило, применимое к логотипам, неизменно окажется в тисках бизнес-интересов и производственных стратегий. В этом смысле вернёмся к истории бренда Adidas – нарисованные владельцем три полоски стали основой для целой череды трансформаций, новых концептов и товарных линеек. При этом маркетологи находили объяснение каждому из элементов, не опираясь на простые ассоциативные построения. Ну кому из потребителей товара пришло бы в голову соотнести логотип «Три бара» с восхождением спортсмена по ступеням вверх. Мы видим всё те же полоски и понимаем, что держим в руках Адидас – логотип в данном служит лишь подтверждением брендовой принадлежности. А сам Ади Дасслер был бы очень сильно удивлен, прочитав обоснование, что без знаменитого графического знака его продукция не могла состояться.