Искусство быть современным
Бренды всегда едины в двух лицах: с одной стороны, они создают новые продукты, формирующие потребительский рынок, а с другой – сами стремятся вдогонку за модными течениями. Последнее нагляднее всего выражается в желании использовать в рекламе и фирменной символике художественные жанры, актуальные на определённом отрезке времени. В логотипах этот тренд прослеживается вполне отчётливо.
- Фирмы, основанные в XIX веке – Nestle, Yamaha, Peugeot – на старте отдавали предпочтение геральдическому стилю.
- Начало-середина ХХ столетия – в эмблемы закладывается символизм. Здесь лучшим примером служит трёхлучевая звезда Mercedes, намекающая на покорение суши, неба и воды. Ведь помимо автомобильных, компания выпускала двигатели для морских и воздушных судов.
- Наконец, середина и окончание тысячелетия – в моду вернулась типографика и сразу же была подхвачена торговыми марками. Они массово стали превращать в логотипы собственные названия, больше не стараясь выделяться визуальными изысками и ассоциациями.
Но все перечисленные художественные течения никак не отражают полноты изобразительной картины, где за то же время прошла череда стилистических трендов, рекламно поддержанных торговыми марками.
Поп-арт: направление, так и не увековеченное в логотипах
Движение, получившее развитие в середине прошедшего столетия, было словно нарочно создано для продвижения коммерческих интересов. Хотя его истоки всегда позиционируют в сфере противоборства с абстрактными художественными течениями и стремлением их вытеснить, но невозможно отрицать – бренды не могли пройти мимо поп-арта, использующего в качестве объектов демонстрации потребительские товары.
Интересна одна особенность этого направления – торговым маркам зачастую даже не приходилось мотивировать художников, для пропаганды своей продукции. Keith Haring (Кит Харинг) в 80-е годы создал серию плакатов Lucky Strike, которые по сей день считаются шедеврами поп-арта и очень ценятся коллекционерами. Одна из картин в конце 2017 года засветилась на аукционе современного искусства и была продана за 7 тыс. евро.
Конечно, невозможно говорить о поп-арте, не называя имён Энди Уорхол или незаслуженно отодвигаемый в сторонку Роберт Кларк, более известный, как Роберт Индиана. Именно он является автором знаменитого LOVE, с развёрнутой буквой О. Этот шедевр стал классическим для художественного течения и одним из самых тиражируемых в мире во всевозможных формах – от скульптуры до почтовых марок.
Во всём сказанном примечательно другое – поддерживая поп-арт и даже вкладывая в него деньги, бренды так и не отважились внедрить этот стиль в фирменную айдентику. До сегодняшнего дня в сегменте fashion пользуются спросом яркие принты с элементами поп-арта, но владельцы торговых марок не стремятся к расширению его границ. Всё-таки логотипы и эмблемы требуют других визуальных параметров, а яркая и эмоциональная художественная экспрессия не отвечает их концепции.