И все-таки ее придумали: никакой рекламы, только история
На фоне столь смелой гипотезы, берущей начало в первобытном обществе, даже скучно перечислять факты широко известные – книгопечатание принесло широкое распространение знаний и стало импульсом для появления первых известных рекламщиков. Их имена сохранились, и сегодня можно перечислить людей, стоявших у истоков. Благодаря Александру Дюма все знают имена д’Артаньяна и кардинала Ришелье, но великий писатель не обратил внимания на еще одного исторического персонажа того времени – врача Теофраста Ренодо (1586-1653). Именно он начал в 1630 году издавать одну из первых газет в Европе (La Gazette) и размещать в ней объявления на платной основе. К теме рассказа отношения не имеет, но все-таки – в этом издании публиковались и статьи мудрого государственника Ришелье, и короля Людовика XIII (Справедливого). Можно сказать, что дебют рекламы состоялся в благородной компании.
А первое профессиональное рекламное агентство появилось в США спустя почти 200 лет (1842). Открытия последующих полутора столетий все ближе продвигали рекламное дело к современному виду. Появились фотография и кинематограф, произошла промышленная революция, производство товаров стало массовым, возникли новые коммуникационные средства – радио, ТВ, спутниковые технологии. Одни из перечисленных явлений требовали рекламы, другие – улучшали ее техническое оснащение. А в 90-х годах XX века зародился массовый коммерческий интернет. Началась современная история продвижения.
Выше, дальше, сильнее: рекламный олимпизм
Неверно судить о рекламе исключительно с точки зрения интернет-пространства. Ее принципы формировались десятилетиями и продолжают действовать в цифровом потребительском мире. Современные форматы продвижения создавались задолго до появления глобальной сети. Просто новые технические возможности приумножили эффективность и стерли географические границы распространения коммерческого предложения. Самое принципиальное новшество, появившееся в сети за последние два десятилетия – это таргетирование, позволяющее рекламе фокусироваться на узко-сегментированной группе пользователей. Ничего подобного традиционные площадки в доинтернетовскую эпоху предложить не могли. Но обо всем по порядку и по времени выхода в сеть.
- Рекламные возможности поисковых сетей. Не удивительно, что именно они стали драйвером привлечения коммерческого трафика. Накачав «мускулы» в поисковой выдаче, Яндекс и Google обязательно должны были монетизировать свое лидерское положение. На заре становления конкуренцию им еще составляли Mail, Rambler, ныне почти забытый Бегун, но до финишной ленточки, как самостоятельные игроки этого поля, они не дошли. Поисковые же платформы стали для размещения рекламы инструментом универсальным. Они обладают целым рядом конкурентных преимуществ, позволяющих долгое время держаться вне досягаемости ближайших соперников – обширная аудитория, сеть сайтов-партнеров, разветвленная структура тематических сервисов. Плюс, мощная техническая поддержка и тестирование новых способов продвижения. Обладая массивом актуальных пользовательских запросов, Яндекс и Google используют их для работы с обучаемыми нейросетями, стараясь удержать первенство в состязании искусственных интеллектов. Подробнее к предложениям поисковиков обратимся чуть позже.
- Рекламные сети – некое подобие автоматизированных онлайн-платформ, объединяющих сайты, представляющие пространство для размещения коммерческих объявлений. Подразделяются по направлениям работы – наиболее распространены контекстные, баннерные и тизерные сегменты. Редко используются рекламодателями в качестве основного инструмента продвижения и более ориентированы на аудиторию, самостоятельно занимающуюся рекламными кампаниями. Тем не менее, сети выдержали испытание временем и конкуренцией, и продолжают оставаться востребованными на рынке рекламы.
- Платформы социальной коммуникации. Соцсети – вот настоящая раздражающая красная тряпка для рекламных амбиций поисковиков. Сама специфика этих сервисов предполагает доверие пользователей к площадкам общения. Данные об аудитории, которые Яндекс и Google по крупицам собирают в процессе взаимодействия, люди добровольно доверяют социальным сетям. При этом становятся известны и сугубо личные сведения – уровень образования, профессиональная деятельность, круг общения, интересов, путешествий, хобби. Понятно, что все это дает возможность для узкого таргетирования, направленного на совершенно конкретную нишу потенциально заинтересованных клиентов. К тому же в соцсетях реализуется замкнутый цикл взаимодействия. В него входит и внутренний поиск, и сервисы, и площадки для обсуждения, и минисайты – группы и паблики. В конкуренции с поисковыми гигантами социальные сети шагнули дальше всех – они нередко работают единственным инструментом коммерческой рекламы, а профессия SMM-менеджера стала одной из самых востребованных и высокооплачиваемых в IT-индустрии.
Пропускаем целый ряд возможностей рекламного продвижения – email-маркетинг, популярное направление видео, отдельные тематические площадки. Все они отлично справляются с задачей в своем сегменте продвижения. Но первенство все-таки остается за тремя первыми из перечисленных направлений.
В следующей статье обратимся к Google и его платформе AdWords – инструменту рекламы, работающему во всем мире.