Сервисы
Два вечно конкурирующих в Рунете соперника – Яндекс и Google – разработали одинаковые по назначению инструменты. У нашего лидера задачу решает «Подбор слов» (wordstat.yandex.ru), работающий в составе Я.Директ, а американцы внедрили в арсенал платформы Ads (бывший AdWords) «Планировщик ключей» (ads.google.com). Различия между этими предложениями лежат в плоскости функций.
- Яндекс предельно упростил решение и интерфейс, снабдив его всего тройкой фильтров (слова, регион и временной период). Даже стандартная задача сохранения собранного массива в файл требует дополнительных действий – установки плагина в браузер. Ну и скудность поиска – только одна фраза, по которой отбираются ключи.
- Google подошёл к задаче ответственно и щедро. Разрешается одновременно вводить до 10 фраз, помещаемых в изолированные контейнеры, или заменять одну из них URL-адресом сайта. Последнее полезно для тех клиентов, которые интересуются семантикой конкурентов. Ещё одна панель отвечает за прогнозный трафик по ключу, сопоставляя его с прошедшими периодами и вычисляя предстоящую активность.
В обеих случаях результаты оформляются в виде таблицы, и здесь опять наблюдается разница подходов. Российский поисковик ограничивается только списком фраз и сопровождает их числом вводов за последний месяц, а американцы предлагают набор столбцов, показывающих ряд параметров: кликабельность, конкуренцию, отказы, среднюю позицию. Впрочем, большинство из перечисленных возможностей для простого мониторинга выдачи не нужна.
Остальные веб-площадки, посвящённые заданной теме хотя и обладают широким набором специальных инструментов, но за получением сведений всё равно обращаются к двум основным игрокам поиска. Поэтому рассматривать их в данном контексте не станем, а вернёмся к Яндексу – лидеру Рунета, обрабатывающему львиную долю массива отечественного трафика.
Ключевые слова в различных видах
Сам по себе результат семантического мониторинга нельзя признавать за истину в конечной её инстанции. Дело в том, что поисковики рассматривают различные словоформы, объединяют их и суммируют результаты. Фраза в заданном пользователями контексте может существенно отличаться от выделенного для проверки эталона.
Для иллюстрации переходим на платформу «Подбор слов».
Запрос «продвижение сайта» демонстрирует привлечение трафика из 77 тыс. посещений. Это неплохой задел для организации маркетинговой кампании в контекстной или контентной нише. Теперь уточняем его служебными операторами, фиксирующими определённые параметры.
- Помещение текста в кавычки «» закрепляет количество слов в запросе. В данном случае оно отрежет от списка результатов все дополнительные элементы, оставив только «голую» фразу, однако подверженную внутренним изменениям по числу, роду и так далее. Теперь ключ показывает более скромный результат – всего 8,1 тыс.
- Добавляем к запросу оператор восклицательный знак перед каждым словом. Он не позволяет никаких лингвистических трансформаций и делает наш отбор ещё строже. Остаются «жалкие» три тысячи, на которые может претендовать рассматриваемый запрос.
Существуют и другие программные средства для уточнения результатов отбора, но о них поговорим позже. А здесь только способы анализа эффективности фраз и прогноз трафика, который они могут привлекать.
Региональная принадлежность
Выдача становится персонализированной, предпочтение отдаётся участию в местных нишах, а мониторинг ключевых слов корректен лишь в тех случаях, если он учитывает район распространения целевого задания. Короче, бессмысленно проверять на семантику всю Россию, если речь идёт о продвижении небольшого салона красоты, претендующего только на лояльность жильцов близлежащих многоэтажек.
Обращаемся к географическому таргетингу. В Яндексе он выделен в двух позициях.
- Во-первых, можно воспользоваться кнопкой «По регионам», находящейся в общем ряду переключателей под поисковой строкой. В этом сценарии открывается окно выбора с перечнем всех допустимых вариантов. Действие производят как перед началом отбора, так и со страницы результатов. Тогда в каждой строке демонстрируется числовое значение, соответствующее данной позиции.
- Во-вторых, ссылка «Все регионы», расположенная ниже кнопки «Подобрать». Она видна только в состоянии поиска «По словам» и организована аналогично предшествующей. Единственное различие – это правая колонка быстрого выбора с популярными географическими направлениями.
Здесь также допускается применять программные операторы с целью уточнить количество результатов по словоформам и сделать поиск более корректным.
История
В заключительном разделе следует рассмотреть ещё одну функцию – проверка трафика в произвольных периодах. Она интересна, в первую очередь, при мониторинге движения в нише сезонных товаров или услуг, подверженных цикличным подъёмам и спадам. В данном разделе не поддерживаются никакие программные операторы, оценка ключа производится по всем словоформам.
Ещё одна особенность (точнее, ограниченность) Яндекса наблюдается в диапазоне дат. Поисковик даёт значения только за один год и не предлагает расширить или сузить этот период. Так что проанализировать привлекаемый семантикой трафик можно в весьма ограниченном пространстве. Значения формируются в двух категориях.
- Первая – это абсолютные величины, суммирующие все вводы искомого запроса в поисковую строку.
- Вторая – относительная статистика. Здесь первая величина соотносится с общим числом, и мало кто из профессиональных оптимизаторов сумел разобраться, что за этим стоит и как работает.
Впрочем, последнее замечание общей картины не меняет. На графике наглядно показаны периоды тематических всплесков, а скромный годовой цикл воспринимается, конечно, негативно. Возможно, что именно поэтому рассматриваемая функция не слишком популярна среди специалистов и даже активного обсуждения не вызывает.