Отношения
Это в дне сегодняшнем профессия оформителя текстов перестала рассматриваться в качестве отдельного художественного направления. Достаточно сравнить усилия, связанные с подготовкой к печати в первых типографиях, где над каждой литерой приходилось трудиться днями, и современную возможность выбирать из десятков (сотен) различных гарнитур, не сильно задумываясь над их происхождением. Поэтому за типографику отвечает и жук, и жаба, перекидывая обязанности с дизайнера на арт-директора или верстальщика. А уж к тонкостям вопроса никто и обращаться не желает.
И тем ни менее, интерес к грамотному оформлению просыпается, сайты перестают пестреть разножанровыми наборами, а текстовое веб-полотно приобретает цивилизованный вид.
Начальные параметры
Для затравки начнём с азов – все шрифты обладают общими универсальными свойствами, по которым их возможно классифицировать.
- Удобочитаемость – самое субъективное понятие, нуждающееся в дополнительных пояснениях.
- Во-первых, комфорт, зависящий от привычек аудитории – например, славянская и азиатская группы приучены к различному зрительному восприятию ширины глифов (элементов письма). Иными словами, мы не обращаем внимания на то, что «ш» или «щ» шире, нежели другие буквы, а корейцу это буквально острый нож прямо в глаз.
- Во-вторых, читабельность. Понятие, как правило, относится к одному слову – если каждое из них легко воспринимается, значит и в общей массе царит порядок.
- В-третьих, удобочитаемость. Это уже комплексное явление, включающее и грамотность материала, и ширину строки, интервалы, структурирование… Для интернета важен ещё один критерий – мультиплатформенность. На различных устройствах с меняющимся разрешением и размером экрана, текст изменяет свои качества. Удобочитаемость при этом может быть сильно нарушена.
- Ширина шрифта. Различаются узкие, нормальные и широкие варианты. Последний часто встречается в заголовках, а первый в сносках и пояснениях. Отдельно рассматривается моноширинная группа, где все литеры имеют одинаковый размер.
- К предшествующему критерию относится и ёмкость – объёмная или убористая.
- Контраст и различимость. Ещё два стоящих рядом понятия, но обладающие индивидуальными характеристиками. Различимость применима к узнаваемости букв и позволяет интуитивно не перепутать «а» и «о» в стилизованных рукописных наборах, столь почитаемых многими дизайнерами. Контраст – это из области оформительских приёмов при помощи авторских гарнитур. В стандартной кириллице, по умолчанию присутствующей в большинстве приложений, она всегда нормальная или высокая.
- Прямое и курсивное начертание. Часто встречается в оформлении материала, когда необходимо выделить фрагмент текста.
- Светлое (нормальное), жирное и полужирное насыщение, относящееся к пропорции между внутренним просветом букв и толщиной штриха.
Заключительный, самый простой раздел – это размер (кегль).
Оформительские качества
Для дизайна сайтов первоочередное значение имеют более сложные параметры шрифтов. Они также дробятся на группы, собираясь по визуальным свойствам и качествам. Таких разделов насчитывается добрый десяток – от монументальных до декоративных – но мы прибегнем к более простой классификации.
- Sans-Serif – ровные, без засечек и брусков. Отлично подходят для оформления заголовков, подзаголовков, лозунгов и других акцентированных эпизодов текста. Могут иметь острые или скруглённые соединения штрихов и такой же эффект окончания линий. Тонкие гарнитуры хорошо смотрятся в контенте, придавая ему элегантность и лёгкость.
- Serif – шрифты с засечками. Традиционный вид букв и для полиграфии, и для веб-сайтов. Придает строгость, небольшую жёсткость, удачно трансформируется в зависимости от вида и толщины окончания штриха.
- Script – группа стилизованных рукописных гарнитур. В ней присутствуют образцы, которые можно без всякой натяжки именовать эталоном каллиграфии. Такие шрифты удачно ложатся и на брендовые элементы фирменного стиля, и на создание авторских фрагментов оформления. Крайне редко встречаются в виде основного шрифта для текста из-за своей низкой читабельности.
Наконец, заключительный декоративный раздел. В него входят представители всех перечисленных выше наборов, дополненные произвольными украшательствами.
Короткие рекомендации
Рассматривая практические кейсы интернет-проектов, можно делать выводы о сложившейся структуре применения различных видов шрифтов в графическом дизайне.
- Вне зависимости от гарнитур, использованных в работе, обязательно обращаться к сервисам-типографам, доводящим до идеального вида вывод контента на различных устройствах.
- Не увлекаться большим числом гарнитур. Для сайта достаточно трёх-четырёх наборов. При необходимости разнообразить визуальную картинку, прибегать к эффектам начертания (курсив).
- Разработать систему иерархии, соблюдать одинаковые параметры для каждого отдельного вида текстового контента. Это означает, что, например, заголовки на всех страницах имеют общий вид как по шрифту, так и по кеглю или цвету.
- Декоративная группа отлично справляется с дизайнерскими функциями, но не должна выходить за рамки украшательства.
- Следить за межстрочными (интерлиньяж) и межбуквенными (кернинг) интервалами, полями и отступами, структурой абзацев, не допускать снижения читабельности из-за технических особенностей гарнитур.
Многие веб-проекты теряют аудиторию, трафик и конверсии как раз благодаря неправильной работе в теме применения шрифтов. Буквы, конечно, сами по себе не способны, например, продавать, но в случае их безграмотного использования препятствовать запланированной коммерческой задаче у них получается отлично.
Помните об этом!