Сопротивление Рунета
Российский сегмент сети как-то сразу не принял заокеанского визитёра, разделившись на два неравнозначных лагеря. В первый попал традиционный продвинутый креативный класс, помешанный на технических новациях с обязательным яблочным логотипом. Нужно отдать должное – в плане коммерческих перспектив эта аудитория наиболее платёжеспособна. Вторые несколько отстали в мобильном тренде, дождались дешёвого Андроида и с его помощью обосновались в отечественных коммуникационных сервисах.
Нужно заметить, что Facebook почти сразу смирился с доминированием ВКонтакте и Одноклассников, даже не пытаясь ввязаться в затяжную конкурентную борьбу. Ещё в 2012 году Марк Цукерберг, посещая Москву, предпринял попытку рекрутировать перспективных программистов для работы в своих интересах, да как-то не задалось – инициатива провалилась, а возглавлявший в те времена ВК Павел Дуров заметил, что «нет дураков отправляться работать на тонущий корабль». Шесть лет назад последнее заявление выглядело слишком спорно, но дело прошлое и время всё расставило по местам – у Фейсбука есть проблемы и цифровой мир наблюдает за развитием процесса.
Кто пиарится в Фейсбуке
Выбирая площадки продвижения, владельцы бизнеса руководствуются сугубо практическими интересами. Маркетинговые бюджеты – это не инструмент для удовлетворения амбиций и направляются они в статистически выверенные ниши. А здесь ФБ не дотягивает до серьёзных показателей. По экспертным данным, например, его уникальная аудитория фиксируется на уровне 4%. Это те пользователи, которые за месяц не посещают никаких иных площадок социальной коммуникации, постоянно оставаясь в пространстве Facebook. Для сравнения, ВКонтакте по этому же показателю удерживает внутри себя до 14% участников.
Основной PR-поток составляют представители компаний, ориентированных на иностранные рынки. Здесь у американской соцсети по-прежнему конкурентов нет. Государства ближнего зарубежья ещё привязаны к русскоязычным платформам, но это тонкая буферная прослойка не влияет на общую картину.
Правда, есть один нюанс, способный кардинально изменить позиционирование. Имя ему Instagram. По некоторым сведениям, скоротечный уход основателей сервиса из раскрученного бизнеса вызван внутренними трансформациями – Facebook требует от популярных и востребованных дочек активнее продвигать интересы материнского ресурса и работать на его монетизацию. Если объединить показатели двух социальных сетей (Фейсбук + Инстаграм) в Рунете, мы получим мощного игрока с большим пользовательским охватом, вплотную конкурирующего с лидерством ВКонтакте. И тогда баланс противостояния может очень быстро измениться, а бизнес-проекты получат импульс к перетеканию в открывшуюся нишу.