«Перемен!» - требуют наши сердца!
Сотни неудачных примеров ребрендинга пугают тех, кто вступил на путь модернизации бренда. Можно привести немало случаев, когда ребрендинг оказывался провальной затеей. Ничего, кроме убытков, идеологам кардинальных перемен он не принес. Существенные корректировки логотипа, названия и других устоявшихся фирменных атрибутов, нередко вызывали шквал негодования потребительской аудитории. Поводом для насмешек становились непродуманные дизайнерские решения.
После появления новых логотипов заметных брендов Интернет пестрит мемами. Будоражат публику суммы бюджетов, пущенных на преобразование фирменной символики. Суммы с шестью нолями в долларовой валюте, потраченные на внесение корректировок в логотип, по мнению обывателей, не оправданы. Подчас изменения ограничиваются несколькими штрихами, добавлением какого-то элемента или упрощением. Несмотря на то, что результат не всегда бывает блестящим, за ребрендингом стоит титанический труд команды профессионалов, начавшей свою работу со скрупулезных маркетинговых исследований.
Удар по ностальгирующей части населения
Стоит отметить, что большинство «покушений» на привычную символику, воспринимается аудиторией негативно. Потребители воспринимают ребрендинг как попытку отнять у них часть теплых воспоминаний о старом добром прошлом, в котором продукту в привычном оформлении отведена не последняя роль.
Консервативно настроенная аудитория в большинстве случаев выказывает недовольство в ответ на любые перемены, особенно стилистические. О вкусах не спорят – сомнительное утверждение, так как именно эстетика становится предметом жарких полемик.
Отступают от своих решений компании довольно редко. Маркетологам известно, что признаваться в своих ошибках – дело неблагодарное. Как правило, дело заканчивается долгими разъяснениями и уверениями в продуманности видоизменений, которые претерпели атрибуты бренда.
Логотип – символ довольно загадочный. Те компании, которые могут убедительно объяснить значение своей символики, имеют явные преимущества, особенно, если история появления символов представляет собой занимательную легенду. В большинстве же случаев компании имеют в качестве логотипа абстрактное изображение, не несущее какого-либо особенной смысловой нагрузки. Со временем, однако, ничего не значащий символ, при умелом позиционировании, может приобретать все больший вес в сознании потребителя.
Одни отступают, другие разъясняют
Ребрендинг – дело рискованное, но все же возникает вопрос – почему некоторым компаниям удается побороть негатив и неприятие аудитории, связанные с вмешательством в атрибуты фирменного стиля, а другим приходится несладко: еще долго пожинают плоды неудачного ребрендинга. Известны случаи, когда бренды сдавались под натиском ожесточенных потребителей и возвращались к старым атрибутам. Такая участь постигла сок Tropicana, новая упаковка которого категорически пришлась не по душе покупателям. Производитель соков вынужден был вернуться к старому оформлению упаковки, чтобы не потерять потребителей. Почему же одним удается настоять на своем, а другие пасуют перед армией недовольных?
Во многом здесь играет роль мощь бренда. Чем уверенней чувствует себя компания на рынке, тем больше у нее шансов переломить негативную реакцию потребителей на модернизацию. Если визуальные символы ребрендинга не оскорбляет чувств аудитории, шансы со временем утвердиться в новом для себя оформлении, есть. Есть немало примеров, когда шум вокруг новых атрибутов фирменного стиля со временем утихал. Так произошло с компанией МТС, когда общественность с неприятием встретила новый символ компании «Мобильные телесистемы» (яйцо на красном фоне). Скоро разговоры стихли, и атрибут благополучно прижился в сознании абонентов.
Главные ошибки ребрендинга
Замечено, что вмешательство в бренд часто не оправдано, если компания в реальности сама не меняется. Ребрендингом компании пытаются симулировать внутренние изменения, однако как все искусственное и наносное такие преобразования приживаются с трудом.
К ребрендингу стоит приступать, если организация претерпевает кардинальные внутренние перемены, например, слияние двух компаний в одну. Так произошло в середине 90-х, когда две компании Lucky и Goldstar после объединения создали всем известную фирму LG.
Ребрендинг оправдан в том случае, если компания переключается на другой вид деятельности или расширяет круг потребителей. Технический прогресс также может подтолкнуть компания к ребрендингу. Так произошло с компанией Apple. В 80-е годы знаменитый логотип в форме надкусанного яблока был раскрашен во все цвета радуги. Этим Apple подчеркивал цветной прогресс компьютерных мониторов. Когда этот факт перестал был выдающимся, компания перешла на сдержанный нейтральный тон всем известного логотипа.
Многие компании изначально разрабатывают маркетинговую стратегию, неотъемлемой частью которой является ребрендинг. Подчас визуальные атрибуты изменяются постепенно. Потребители зачастую даже не успевают заметить преобразования, что исключает возможный негатив при резких изменениях фирменного стиля.
Другие компании активно вовлекают в процесс ребрендинга целевую аудиторию. Начинается некая игра, когда потребителей день за днем методично готовят к переменам, предоставляя на суд аудитории возможные варианта логотипов.
При этом главный принцип ребрендинга остается незыблемым – не стоит браться за преобразования, если для этого нет объективных причин. Когда нам кажется, что атрибуты организации приелись потребителям, возможно, они только начинают их узнавать.