Три ступени
Для любого проекта заранее определяется отрезок эффективного времени. В зависимости от поставленных целей здесь рассматриваются несколько сценариев коммерческого развития.
- Первый раздел касается долгосрочных планов. Они определяются во временных рамках пятилеток и чаще других оперируют вопросами стратегического маркетинга (исследования рынка, подготовка к расширению сферы распространения продвигаемого продукта либо запуска нового проекта).
- Вторая часть касается промежутка 3-5 лет, когда отдалённое планирование совмещается с более близкими тактическими задачами.
- Заключительный этап – это один год и менее. Рассматривается «горячая» фаза, требующая немедленного производственного решения и финансирования.
Каждому из перечисленных разделов присущи индивидуальные черты составления бизнес-планов и их презентации.
Другие показатели
Помимо критериев времени, важно обозначить планируемые цели. Здесь присутствуют всего два вида задач.
- Качественный уровень рассматривается при широком спектре – решение в области брендовых, имиджевых, экологических и других вопросов существования и деятельности компании.
- Проблемы количества выходят на передний план при наращивании производства, расширении ассортимента продукции и экспансии на новые рынки сбыта.
Эти пункты, как правило, формулируются по отдельности, давая представление об общих чертах бизнес-плана.
Типовые шаблоны
Любой разрабатываемый документ обязан преследовать две цели: информировать инвестора о преимуществах вложения денежных средств в продвигаемый проект и поддерживать внутренний план реализации мероприятий.
- Направления деятельности для обеспечения поставленных задач.
- Рыночное позиционирование и место компании в конкурентной среде.
- Стратегические и тактические задачи для достижения запланированных целей.
- Уровень затрат при подготовительном периоде, включающем маркетинг, рекламу, обучение кадров, приобретение либо изготовление необходимого оборудования и другие подобные этапы.
- Каналы распространения планируемой продукции и её рыночные перспективы.
Помимо фактической части бизнес-плана, определяющей перечисленные направления, необходимо продумать и его визуальную составляющую, отвечающую презентационным потребностям. Продолжим тему в следующей статье.