Основные этапы
Весь процесс разделён на последовательность шагов, каждый из которых посвящён узкой цели.
- Во-первых, черновой сбор ключей. Его разумно производить на сервисах поисковиков, обладающих актуальной базой данных и предоставляющих эту услугу бесплатно. Другие варианты имеют собственные плюсы и минусы. Хорошие профессиональные программы или онлайн-площадки (например, Key Collector и Serpstat) требуют денег, что для новичков-любителей сразу же является неприемлемым сценарием. Бесплатные тоже существуют, но результат их работы и источники, из которых они черпают списки, оставляют большие сомнения. Как ни крути, а доступ к непосредственной статистике запросов имеют только Яндекс и Google.
- Во-вторых, формирование минус-слов. Некоторые эксперты даже помещают данную позицию на первое место, считая её основной для получения эффективно работающего ядра. В этот перечень попадают все значения, уточняющие черновой массив и отсекающие его от нецелевого трафика.
Если с двумя верхними позициями непрофессиональные оптимизаторы более-менее разобрались, то дальше начинается как раз то бездорожье, на котором техника буксует.
- Удаление «мусорных» ключей. Ни один инструмент не способен организовать чистый тематический объём. В него всё равно попадают запросы, не отвечающие поставленной задаче. И ни одна программа не в силах их удалить – только руками, вдумчиво и по всем позициям.
- Кластеризация – формирование разделов. Каждый из них посвящён одному товару, услуге либо иному продвигаемому направлению (бренду, репутации).
- Кросс-минусация – действие, необходимое для повышения рабочих качеств ядра. В органическом варианте продвижения сайтов она практически бесполезна, но в рекламных кампаниях незаменима. В массив – особенно больших размеров – обязательно попадают фразы, частично дублирующие друг друга («купить детскую коляску» → «купить красную детскую коляску»). Контекстные объявления с такими параметрами начинают конкурировать между собой на онлайн-аукционах, повышая стоимость клика и снижая эффективность финансовых вложений. Минусация приводит ключи к общему знаменателю, выделяя их уникальные части и предотвращая их дальнейшее соперничество.
- Перемножение – операция, касающаяся создания различных вариантов сочетаний нескольких списков слов. Применение оправдано в тех случаях, когда перечни ключей формируются самостоятельно или же с помощью интернет-ресурсов, но затем делятся на отдельные слова.
Для всех задач по перечисленным пунктам существуют специализированные программы и онлайн-сервисы. Чтобы не ссылаться на платные решения, рассмотрим порядок действий с простыми инструментами.
Кластеризация в Excel
Популярный пакет MS Office установлен на подавляющем большинстве компьютеров, а Эксель знаком миллионам пользователей. Хотя о некоторых его способностях они даже не догадываются. Эта программа работает с крупными объёмами информации, а её умение сортировать массивы по заданным параметрам очень пригодится для обработки ключевых слов.
Первым делом формируем семантическое ядро. Для этого отправляемся на площадку «Подбор слов» Яндекса (wordstat.yandex.ru). Здесь минимальное количество настроек и простой интерфейс – отечественный лидер решил не загружать пользователей излишними сложностями.
Единственный минус, с которым обязательно сталкиваешься, состоит в невозможности сохранить результаты в файл для переноса в Excel. Непонятно по какой причине, но разработчики пропустили такую элементарную функцию. Придётся установить дополнительное расширение к браузеру (например, Yandex Wordstat Assistant) и с его помощью скопировать в буфер обмена нужные ключи, а затем открыть Эксель, создать новую книгу и вставить их стандартным Ctrl+V. По умолчанию первой заполняется ячейка по адресу А1.
Перед нами семантический объём, который необходимо разобрать на кластеры – тематические разделы, отвечающие за определённые задачи.
- Первое, переводим диапазон с ключами в разряд умной таблицы.
Чтобы не выделять весь список – он может быть слишком большим – просто кликаем на любую ячейку с данными и нажимаем клавиатурное сочетание Ctrl+Т. Появляется диалоговое окошко с обозначением границ заполненной части листа. Жмём ОК переходим на следующий уровень.
Обратите внимание на галочку «Таблица с заголовками». Если все делается с нуля, её быть не должно, а программа самостоятельно даст название «Столбец 1» и «Столбец 2». В дальнейшем его можно переименовать. В противном случае (с поставленной отметкой) первая строка будет считаться заголовком.
- Второе, работаем с фильтрами таблицы.
Для этого в верхней строке под маленьким треугольником справа открываем выпадающее меню. В нём несколько позиций сортировки – от алфавита до цвета и текста. Последний нас как раз и интересует. Выбираем «Текстовые фильтры», находим строку «Содержит» и переходим на очередную ступень.
- Третье, назначаем условие.
В зависимости от поставленной задача, этот шаг будет различным для всех проектов. Продажам важны конверсионные слова (купить, приобрести, заказать и так далее), товарные акцентируют названия продукта, брендовые выделяют торговую марку. Вводим в текстовое поле первое значение, но учитываем одну особенность. Нужно писать несклоняемую часть слова, чтобы добиться максимального результата. Например, продвижение /сайта/ следует обозначить, как «продвижен».
Тогда в список попадут все варианты этого значения. Кликаем ОК и умная таблица оставляет только те позиции, в которых имеется продвижение, продвижением, продвижению и далее. Копируйте его, переносите на чистый лист и первый кластер готов к дальнейшему редактированию.
Снимаем фильтр и задаём ему новые параметры – аналогично поступаем с каждой следующей целью.