Начинаем с…
Объективно говоря, выбор у самодеятельного оптимизатора совсем скромный. Площадки для сбора ключевых слов предлагают два основных поисковика – Яндекс и Google – на пару обрабатывающих более 90% всех запросов Рунета. Другие участники практически не представлены на рассматриваемом поле. Уже сошли с дистанции Liveinternet и Rambler, Mail.ru пока поддерживает собственный сервис, но его доля на рынке столь незначительна, что учитывать её результаты попросту неразумно.
Вторую группу составляют специализированные онлайн-платформы и локальные приложения (например, Serpstat и Key Collector). Их возможности позволяют и собирать ключевое ядро, и редактировать его, и сохранять полученные результаты. Но существуют детали, уменьшающие ценность подобного сценария для новичка-дилетанта.
- Во-первых, цена. Ради одного проекта никто из любителей не желает платить деньги.
- Во-вторых, сложность. Растущий пользовательский опыт, которым так любят козырять в экспертных обзорах, никак не отражается на изучении специализированных инструментов. Конечно, никто уже не путается в интерфейсах популярных соцмедиа, но и глубоко погружаться в дебри SEO-лабиринтов желания не изъявляет.
- В-третьих, все коммерческие предложения грешат одним общим недостатком – отсутствием собственной базы поисковых запросов. Они обращаются к тем же Google и Яндексу, правдами и неправдами вытаскивая их них сведения об актуальном семантическом спросе.
Так что для начального этапа – сбора чернового ядра – лучше обращаться к первоисточнику и собирать ключи без денег и других сопутствующих потерь.
Wordstat и Планировщик
Две платформы поисковиков, помогающие в формировании семантики, различаются по строению и функциональным возможностям, но решают общую задачу.
- Яндекс пошёл путём упрощения – никаких особых наворотов, всё выполнено в стилистике стандартной поисковой строки, сопровождаемой понятными настройками по фразе, региону и истории. Основная претензия пользователей – это невозможность встроенными инструментами сохранять полученные данные. Здесь на помощь приходят дополнения к браузеру (например, Yandex Wordstat Helper), решающие нужную задачу.
- В «Планировщике» от Google собрано побольше – и множественные запросы, и сбор семантики по URL-адресам, и прогнозные показатели на перспективные периоды. Некоторая неразбериха наблюдается в определении частотности, где поисковик самостоятельно делит результаты в равных пропорциях на три категории: низкая, средняя и высокая. Впрочем, для профессионалов такой подход неудобств не содержит, а любители на него попросту не обращают внимания, интуитивно понимая, что в высокой нише и трафик будет таким же.
Единственное добавление в пользу Яндекса – это активное внедрение плагинов от сторонних разработчиков. Про один из них мы уже вспоминали (YWH), но рынок не стоит на месте. Для поставленной цели – оптимизации полезного трафика – посмотрим на новичка с обширным программным диапазоном и возможностями не покидая площадку «Подбора слов» (wordstat.yandex.ru) прямо на месте уточнять формируемый массив ключей.
WordStater
Речь пойдёт о плагине от бренда Inclusive Media, не столь давно появившемся среди дополнений к браузерам на открытой платформе Chrome. Разработчик, естественно, старается монетизировать собственные услуги, но бесплатный функционал его программного продукта позволяет сделать намного больше, нежели можно ожидать от такого рода предложений. Установка производится из интернет-магазина (chrome.google.com/webstore/detail/wordstater-для-wordstat-с/hjlgbdmfljafjdkpgdiefkplpkcjlphh) и никаких сложностей не представляет. Не будем углубляться в технические подробности, а обратим внимание всего на несколько функций, способствующих уточнению привлекаемого ключевым ядром трафика.
- Первый пункт касается формирования раздела минус-слов. К нему можно приступать прямо на странице выдачи результатов отбора, даже не сохраняя их в отдельный документ. Просто читаем фразы и кликаем на те слова, которые необходимо удалить из списка. Выделенные позиции окрашиваются в красный цвет и помещаются в соответствующий навигационный раздел.
На поверхности лежит простое решение – сохранить собранную минусацию, а затем использовать её в дальнейшем редактировании ядра. Но разработчик уже предусмотрел эту задачу и предлагает решить её сразу же, на месте. Для этого воспользуемся кнопкой «Исключить минус-слова», расположенной вверху сформированной семантической таблицы. Система перезагрузит результаты, внеся корректировки в поисковую строку. Все собранные минус-ключи будут добавлены к запросу с соответствующим знаком «-». Для отмены операции предусмотрен «крестик», рядом с предыдущей кнопкой.
- Второе замечание касается мониторинга конкурентов, работающих в интересующей пользователя тематической нише. Этому традиционно посвящены отдельные предложения специализированных онлайн-площадок, но лучше один раз увидеть самому.
Итак, рассматриваем две кнопки, появившиеся в конце поисковой строки. Они снабжены иконками Яндекса и Google, так что перепутать их назначение может только слепой или грудной. Кликаем на каждую из них, и переходим на страницу выдачи соответствующего ресурса, заполненную результатами по запросу (в том числе, и с учётом минус-слов). Во-первых, оцениваем релевантность ключей. Если находим ненужные позиции, ищем их в минусовом списке и удаляем. Во-вторых, сразу же видим региональное представительство соперников и те фразы, по которым они продвигаются.
- Третье – заполняем графу выбранных фраз. Это можно проделать списком – добавляя целые столбцы из таблицы результатов Яндекса – или поодиночке, кликая на значок «+» каждой строки. Для удобства содержание копируется вместе с цифровым показателем частотности.
Теперь выбираем нужный ключ в разделе «Общий список», кликаем на него и «Подбор слов» выдаёт поиск по данной фразе. Опять-таки, учитывая минус-слова.
На закуску рассмотрим ещё одно окошко – «Без минусов и дублей». Здесь не что иное, как кросс-минусация результатов, так же стандартно присутствующая во всех специализированных профессиональных приложениях. Но разработчик WordStater предусмотрел её в арсенале инструментов и предлагает сохранять списки с учётом минусации результатов. Естественно, всё сопровождается цифрами частотности каждого запроса – в дальнейшем можно использовать их для отбора самых эффективных ключей.