Первое направление: создание веб-страниц
Вопреки распространенному мнению, в финансовых отчетах московских разработчиков эта позиция отнюдь не занимает лидирующих бюджетообразующих значений. Ее показатели находятся в пределах 15% и только в единичных случаях превышают эту отметку. Подтверждением служит престижный рейтинг RUWARD, в котором лишь 2 студии из ТОП-10 вышли за обозначенную пятнадцатипроцентную границу получения средств от направления разработки сайтов. И только одна студия указала на создание сайтов, как на основную строку получения доходов, зафиксировав на ней более 50% денежных поступлений.
Это совершенно не означает, что создание веб-ресурсов перестало быть востребованной услугой. Но процесс накопления интернетом количественных показателей уже минул, владельцы площадок стали обращать внимание на качественные параметры продвижения, репутации, рекламы и влияния мобильного трафика. Финансовая статистика агентств разработки это просто подтверждает.
Второе направление: сегмент mobile
Явный аутсайдер по мнению всех лидеров рейтинга. Лишь в одном случае из десяти он преодолел планку на высоте 15%, в среднем составляя около 7% в бюджетах веб-студий. Притом что половина опрошенных вообще не указала этого направления в своих доходах. Но практика показывает, что подобные результаты могут быть обманчивыми из-за методики расчетов. Большинство разработчиков просто объединили достижение мобильных позиций с другими строками услуг – разработкой и оптимизацией. В свете требований поисковых систем на работу с гаджетами и переход мобилопригодности сайтов в разряд обязательных – это наиболее правдоподобное объяснение столь низким финансовым показателям.
Третье направление: PR и SMM
Говоря об отношении владельцев сайтов к качеству своего представления в глобальной сети, нужно иметь в виду – в первую очередь – эту сторону работы. И мнение веб-студий здесь не расходится с общими экспертными трендами, хотя до лидирующих позиций этому сегменту деятельности разработчиков еще далеко.
- Во-первых, важность работы с репутацией пока не позиционируется обязательным элементом существования в интернете для небольших торговых марок.
- Во-вторых, налицо попытки развивающихся брендов решать проблему самостоятельно.
- В-третьих, услуга практикуется почти всеми профессиональными веб-студиями, но пока не стала ими продвигаться в качестве самостоятельного бюджетообразующего игрока. Впрочем, при отсутствии широкого спроса это и не представляется возможным.
Тем ни менее, 8 из 10 лидеров рейтинга выделили позицию в отдельную строку доходов и разрабатывают перспективное направление. Даже в нынешнем зачаточном состоянии здесь формируется в среднем 20% доходов разработчиков.
Четвертое направление: комплексные digital-услуги
Здесь присутствует размытие понятий, которые сопровождают этот вектор деятельности. С одной стороны, он объединяет непопулярные направления работы, которые неспособны создать стабильный общий фон. С другой – здесь собран весь креатив, формирующий публичное «лицо» и разработчика, и заказчика. Комплексный digital всеми опрошенными признается позицией необходимой и в среднем дает 15% доходов. Лишь одна компания из десяти обозначила его цифрой 89%, но учитываем, что она выделяет всего два понятия – создание сайтов и комплексные работы.
Пятое направление: SEO
Оптимизация и продвижение – вот два кита, на которых держится органическое ранжирование. Закономерно, что эта позиция находится в числе лидеров финансового благосостояния профессиональных разработчиков – в среднем здесь образуется четверть всех доходов. Ну и не забываем возросший уровень опыта владельцев сайтов – они оценили преимущества и долговременное действие этих методик, и создали условия для работы веб-студий в СЕО-нише. Сайты получают преимущества в рейтинговой поисковой выдаче, а исполнители – стабильные партнерские отношения с перспективными клиентами.
Шестое направление: контекстная реклама
Без комментариев – первое место и 30% бюджета.
Вместо заключения
Шесть направлений работы веб-студий характеризуют актуальные тренды деятельности рынка интернет-услуг. На смену узкой специализации приходит комплексный подход. Каждая профессиональная компания стремится организовать замкнутый цикл обслуживания клиентов – от создания сайта до его полноценного сопровождения во всех сегментах деятельности. Это требует иного качественного подхода к взаимодействию и формированию штата сотрудников. На первое место выходит не «кавалерийская атака» на проект, а его глубокая проработка и качественное исполнение. Ведь в дальнейшем разработчик рассчитывает на продолжение сотрудничества и долговременное партнерство.
* В статье использованы данные рейтинга RUWARD - 2017