Получение данных
Прежде всего определяем характер сложившегося в интернете отношения к торговой марке, чью репутацию необходимо продвигать. Рассматриваем два пути.
- Первое, ручной отбор. Формирование базы проводится в поисковиках по релевантным запросам, социальных сетях по упоминанию компании или хештегам. Понятно, что вся семантика обязана находиться в пределах репутационной ниши и включать название организации, доменное имя сайта, наименование бренда. Акцент делается на результаты, содержащие комментарии, отзывы, обсуждения и другие атрибуты, характеризующие публичное восприятие.
- Второе, программные сервисы. Они действуют по примерно такому же алгоритму, но обладают естественным преимуществом – быстродействием. К тому же многие предлагают собственные варианты написания текста запроса, что облегчает труд менеджера.
В подавляющем большинстве онлайн-платформы работают на платной основе, давая – в лучшем случае – короткий триальный период для ознакомления с возможностями либо сильно ограниченную по функционалу версию. Из бесплатных решений можно рассмотреть сервис Google Alert, информирующий пользователей о выходе новостей по предварительно указанной тематике. Для социальных сетей существует предложение babkee.ru, работающего в сфере соцмедиа и СМИ. Здесь тоже пока стоимость услуги не установлена – сервис только предлагает пользователю зарегистрироваться и начинать работу.
Тарифные планы на всех площадках формируются исходя из количества обрабатываемых запросов, тем и ресурсов для мониторинга. Например, авторитетный Brand Analytics предлагает линейку продуктов от «Расширенного» за 94 тыс. до «Экспресс» за 8 тысяч рублей в месяц. Понятно, что в последнем варианте возможности заказчика сильно ограничены.
Обработка
В случае применения демо-версии или бесплатного Google Alert, пользователю придётся лично заниматься систематизацией полученного информационного массива. В платных инструментах эта работа облегчена. Они самостоятельно формируют кластеры, объединяя однотипные сведения.
- Кто и что пишет на тему продвигаемого бренда.
- Где размещаются публикации и какая у них аудитория. При этом следует различать охват и вовлечённость. В первом случае речь идёт о количестве пользователей, прочитавших пост или отзыв, а во втором подсчитываем тех, кто на него откликнулся и включился в обсуждение.
- Соотношение позитивных, негативных и нейтральных комментариев (упоминаний).
Не забываем сделать проверку на предмет пропорции сил в конкурентном раскладе – здесь можно найти и истоки вредной информации, и понять сложившуюся в нише бизнес-ситуацию.
О дальнейшей работе с полученным объёмом данных поговорим в следующей статье.