Вечный бой: бренды против брендов
Здесь можно припомнить много поучительного, что подстёгивало интерес пользователей к тогда ещё и не слишком известным производителям. Чего только стоит троллинг Apple в отношении IBM, когда яблочники запустили рекламный слоган «Думай иначе» в ответ на призыв конкурентов «Думай IBM». Нужно понимать весовые категории, в которых развернулась эта маркетинговая полемика. Иначе, чем борьбой Давида с Голиафом её не назовёшь, потому что IBM был настоящим промышленным гигантом, а Стив Джобс только-только вернулся в терпящую убытки компанию (1997) и строил планы о её качественном перерождении. Решившись на открытое противостояние с именитым конкурентом, он в одночасье сделал головокружительный репутационный скачок, став вровень с лидером рынка. Конечно, всё могло закончиться холостым выхлопом, но продукты, представленные Яблоком, пользователям понравились – сначала iPod, следом онлайн-супермаркет iTunes Store и наконец, старт знаменитой линейки iPhone (2007). Правильное позиционирование и амбиции бренда, подкрепленные качественным товаром, и положительное реноме Apple на некоторое время стало железобетонным.
Правило первое: репутация всегда следует за коммерческим предложением. Производитель должен объективно оценивать собственные возможности в конкурентном противостоянии – профессионалы интернет-маркетинга способны слепить конфетку из чего угодно, но она будет привлекательной лишь до первого клиента (покупателя). Дальше в дело вступают объективные законы джунглей. А там всегда побеждает сильнейший.
Социальные сети: расширение баталий
С появлением соцмедиа-площадок (их становление по времени совпало с выходом яблочных смартфонов), вывел репутационные сражения на новый уровень – аудитория социальных сетей жаждала контента, информации и, конечно, щекочущих нервы историй из жизни брендов. Всё это она получила сполна.
Начав возрождение Apple с громкой ноты, в дальнейшем яблочники успокоились и постарались закрепить за собой амплуа надёжной компании, не подверженной конкурентным посягательствам. Но на рынок выходили новые игроки и теперь уже они бросали вызов лидеру отрасли. Больше всех в этом деле преуспел южнокорейский Samsung. Примечательно, как быстро состоявшаяся и вполне авторитетная азиатская компания, нашла тонкие места в продукции Яблока и принялась расшатывать репутацию соперника.
За последние пять лет в социальных сетях опубликована целая серия роликов, высмеивающих слабые стороны iPhone. Досталось и за недостаточную зарядку, и за маленький дисплей, и за слабую защиту от физических воздействий. Последний клип завершается прямым призывом к целевой аудитории «Обновляйся до Galaxy» – как-то это напоминает начало истории и лозунг «Думай иначе». В репутационной войне всё повторяется, только соцмедиа-ресурсы в разы увеличили её аудиторию.
Правило второе: завоеванный авторитет в коммерческой нише никогда не бывает вечным – работу над продуктом и реноме необходимо вести без перерыва. Иначе соперники обязательно воспользуются свободными нишами и постараются низвергнуть вчерашнего лидера.