Как работает система
Предположим, что мы уже разобрались с формированием семантического ядра, минус-словами и кросс-минусацией. Теперь нужно грамотно распределить все полученные фрагменты по страницам сайта или контекстным блокам. Наши фразы обязаны:
- во-первых, оттеснять на более низкие позиции другие конкурирующие ресурсы;
- во-вторых, не соперничать между собой, оставаясь в чётко обозначенных тематических границах.
Заключительный пункт как раз и относится к понятию кластеризации – всю семантику придётся перелопатить на предмет выявления релевантных друг другу запросов, сгруппировать их в отдельные контейнеры и каждому из них назначить точку соприкосновения с полезным содержанием.
На практике это выглядит следующим образом. Имеем два набора – «разработка сайта» и «продвижение сайта». К этим сочетаниям добавляем различные словесные трансформации, расширяющие охват потенциальных клиентов по брендовым, репутационным, конверсионным или информационным критериям. Но каждая группа будет относится только к одной странице или разделу и не перекрещиваться с другими. В таком сценарии исключён вариант внутреннего соперничества, когда поисковый алгоритм на одном сайте находит несколько отвечающих требованиям запроса результатов.
Хотя случай с веб-ресурсом ещё не слишком критичен – существует множество примеров, когда разделы одной интернет-площадки занимают верхние строчки выдачи. А вот подобный же образец, но применительно к рекламным онлайн-аукционам не столь безобиден. Здесь начинается борьба финансовых бюджетов и очень обидно, когда повышение стоимости клика провоцируется внутренней дисгармонией – объявления одной маркетинговой кампании мешают друг другу и соперничают за публичную демонстрацию.
Преимущества и недостатки кластеризации
Всякая стратегия характеризуется соотношением полезных и отрицательных балансовых точек. Наша тема – не исключение из правила и приступая к работе нужно готовиться к перспективным достижениям и потерям.
- Первые вроде бы налицо. Сайт легче продвигается в органическом ранжировании, а рекламные кампании показывают лучшие результаты, страницы классифицируются по тематике, обработка контента поисковиками облегчается.
- Минусы, как всегда, выражаются в необходимости затрачивать либо деньги, либо время. Хотя чаще и первое, и второе. Сделать грамотную кластеризацию своими руками и с первого раза не получится ни у кого – слишком много специфических моментов предстоит учесть. Профессиональные оптимизаторы-аналитики всегда опираются на практический багаж кейсов отработанных проектов, которым не обладают дилетанты.
Для ядра ключевых слов небольшого сайта или рекламной кампании, конечно, можно воспользоваться онлайн-сервисами или приложениями, но чем крупнее проект, тем меньше шансов обойтись без обращения к специалистам.
Теория кластеризации
Строго разграничить ключи, выделив для каждого собственную зону поискового влияния, невозможно. Запросы всё равно в какой-то момент начнут переплетаться. Именно здесь важно структурно определить порядок и допустимый предел этих связей. Традиционно рассматривается два подхода – мягкий и строгий.
- В первом случае речь идёт о центральном запросе (чаще всего, высокочастотном), к которому присоединяются уточнения поиска по критериям бренда, цены, гарантии и сервиса. Важно заметить, что все перечисленные дополнения не должны соприкасаться между собой. Таким образом получаются несколько больших групп, каждая из которых содержит отдельную тематику. Подобный сценарий легче исполнить, но его недостатки лежат как раз-таки в области качества кластеров. Они чересчур объёмны, выделить под них контент на одной странице проблематично. Распространяя группу на несколько точек входа или на общий раздел, мы даём поисковику слишком большое поле для ранжирующего манёвра.
- Жёсткая схема более сложна. Он не предполагает центральной точки, оперируя только перекрещивающимися ключами. При таком формировании группы получается больше вариантов, а их целевое применение уже.
Всё сказанное звучит достаточно сложно, а для новичка и попросту непонятно. Но даже профессиональные оптимизаторы честно признаются, что проделать подобную работу вручную – задача чрезмерная. Единственная рекомендация по выбору стратегии – это цель, поставленная перед продвижением. Если необходимо собрать на сайте трафик и повысить его посещаемость – тогда soft-методика гарантированно решит проблему. Но когда дело касается конверсии и продаж, большие группы не справляются и следует обратиться к сценарию hard.
Инструменты
Арсенал выбора в данном случае скромный. Только два варианта: платный и бесплатный.
- Без денег редактирование ключевого ядра можно производить в любой подходящей программе – хоть текстовый блокнот из набора стандартных приложений Windows. Мы уже вспоминали о том времени, которое потребуется на обработку больших семантических массивов и практических навыках, необходимых в подобной работе. Некоторые преимущества имеют пользователи, уверенно владеющие MS Excel, способным обрабатывать большие массивы данных и структурировать их при помощи таблиц или (ещё лучше) формул. Но затевать подобный эксперимент ради одного-двух рекламных проектов, задача нерациональная.
- Среди платных сервисов выделяем онлайн-платформы. Здесь сложно назвать лидера, хотя каждая площадка обладает индивидуальными достоинствами. Например, раскрученный Serpstat способен не просто собирать группы, а наделён функцией проведения проверки ключа по актуальной поисковой базе и находить общие фразы для каждого запроса. Весьма полезная штука, особенно в условиях помощи новичку.
В разных вариантах такую же услугу предлагают и другие площадки: Just Magic, SEO intellect, Coolakov.ru. На каждом из них имеются демо-режимы, в которых можно познакомиться с работой сервиса. При этом последний (Coolakov) предлагает 1 тыс. запросов кластеризировать без всяких условий и даже адрес электронной почты не спрашивает. Подобных меценатов в интернете уже практически не осталось.
Хотя следует честно признаться, что финальную обработку всё равно придётся делать руками, оценивая каждый ключ по релевантности и полезности.