Твоя репутация в чужих руках
Стартовую точку проблемы мы определим сентябрём 2015 (хотя всё очень условно), когда по сети вирусно распространилась история одной несостоявшейся покупки в магазине. Пересказывать её не будем, а статью каждый при желании найдёт, вбив в поисковик «жирная прыщавая телка возле кассы». Но дело касается не только офлайн-маркетинга и негативного влияния сотрудников на конечный результат. В социальных сетях всё может произойти ещё быстрее и разрушительнее – каждый пользователь способен спровоцировать скандал, а если он вдобавок окажется ТОП-менеджером раскрученной компании, здесь уж недоброжелатели быстро сделают из мухи слона или смешают всё тех же мух с котлетами. Кому что больше нравится.
Негатив строит карьеры и раскачивает бренды
Случайный пост на личной страничке в социальной сети и вдруг общественное осуждение захлёстывает и автора, и фирму, в которой он работает. За примером далеко ходить не придётся – в период проведения ЧМ-2018 произошла подобная история с российским отделением Leroy Merlin и её PR-директором Галиной Паниной. Высказанное персональное суждение всколыхнуло сеть и, естественно, затронуло имя работодателя. Без оценок и личных мнений – компания спасовала перед негативом, целых три дня делая вид, что ничего не произошло и, видимо, надеясь, что опухоль рассосётся сама собой.
Между прочим, здесь любой руководитель найдёт очень поучительный момент. С одной стороны, есть фирма, которую пользователи призывают бойкотировать за промашку высокопоставленного сотрудника. С другой, сама «виновница торжества». Она, судя по всему, на этом хайпе делает шаг по карьерной лестнице – по некоторым данным уже через пару дней получила предложения о сотрудничестве от новых работодателей. Кому война, а кому коммерция. Любое упоминание, не считая некролога – это, конечно, реклама.
Как себя обезопасить в подобной ситуации:
- разработать внутренний документ, регламентирующий поведение сотрудников на соцмедиа-площадках;
- требовать от всех ведущих специалистов и руководителей обязательного соблюдения в социальных сетях правил и этических норм, установленных в компании;
- формировать позицию бренда по текущим или ситуативным вопросам, связанным с отношением к политической, общественной или конкурентной ситуации, и доводить её до сотрудников.
Важно помнить, что в публичном пространстве соцсетей каждый ТОП-менеджер, независимо от занимаемой должности, является представителем своей торговой марки и его мнение всегда оказывает влияние на отношение потребителей к компании.
Личное дело
Если в Рунете всё-таки пока ещё главенствует некоторое попустительство, обусловленное ментальностью, то мировая сеть уже давно превратилась в поле битвы за чистоту мыслей и суждений. И эта война изрядно потрепала достаточное количество раскрученных звезд, которым не простили резких высказываний или даже завуалированных намёков.
James Gunn. Летом 2018 студия Disney уволила режиссера суперпопулярной кинофраншизы «Стражи Галактики» за ряд издевательских твитов о педофилии, растлении и СПИДе. Интересно, что все они были опубликованы еще 10 лет назад и в то время никак не шокировали общественное мнение. Это, однако, не помешало голливудской знаменитости потерять работу, как только его старые посты были обнаружены и вызвали возмущение современных пользователей.
Целый ряд селебрити поплатились за высказывания на расовой почве или затрагивающие мусульманскую общину. Здесь и телеведущая Розанна Барр (Roseanne Barr), которую телеканал АВС выгнал несмотря на высокие рейтинги; и видеоблогер Логан Пол (Logan Alexander Paul), засветивший в своём ролике тело недавно покончившего счёты с жизнью самоубийцы.
Классическая история приключилась с одной из соискательниц вакансии в Cisco – транснациональном гиганте и разработчике сетевого оборудования для телекоммуникации. Девушка получила долгожданный офер и не замедлила в ироничном тоне опубликовать твит – стоит ли жирная зарплата далёких переездов и нелюбимой работы? Пост был замечен HR-департаментом – предложение аннулировали, а пример стал хрестоматийным в иллюстрации влияния социальных сетей.
Понятно, что все приведенные случаи не имеют ни малейшего отношения к Рунету – в нашем сегменте пока массовых драк, выходящих за пределы соцмедиа-площадки, не наблюдается. Хотя управление репутацией приобретает очертания обязательного атрибута работы для любой уважающей себя коммерческой структуры. О практических кейсах в следующей статье.