Влияние Яндекса: два шага позади истории
Амбициозность отечественного поискового сервиса была понятна с первых лет существования. Не углубляясь в прошлое, акцентируем лишь главные выводы – платформа выдержала бурный натиск Google на Рунете в начале века, пережила репутационные битвы, сумела продиктовать собственные правила игры и, в конце концов, оттеснила соперника на почётное второе место, выделив ему в качестве утешительного приза четверть российского трафика. Да и этот кусок – судя по всему – для заокеанского гостя видимо не будет сладким. Потому что набравший силу и средства Яндекс покусился на самое святое – мобильный сегмент. Здесь Гугл долго удерживал лидерство, пользуясь монопольным правом на ОС Андроид, но в конце лета 2018 позиции вошли в клинч, а ещё спустя полгода Google начал отступать, отдавая проценты и пользователей.
Причин успеха несколько.
- Во-первых, стратегия выверенных шагов, подчистившая поисковую выдачу и сделавшая её релевантной запросам. Эта работа длится и по сей день, удерживая Рунет в состоянии баланса между интересами двух участников процесса – потребителей информации и её поставщиков.
- Во-вторых, широкая инфраструктура, обеспечивающая сосуществование множества разнотематических сервисов внутри общего пространства.
- В-третьих, недосягаемая конкурентам русскоязычная семантика и умение обрабатывать сложную лингвистическую морфологию. Здесь у Яндекса нет равных. Хотя, справедливости ради следует сказать, что больше никто на этот раздел особо не претендует.
Наконец, опущенное до минимальных значений профессионализма рекламное поле. Именно оно обеспечило платформе денежный поток от малого и среднего бизнеса, решившего попробовать собственные силы в онлайн-продвижении. Популярные контекстные объявления оказались удачной пробой сил, показавшей предпринимателям возможности маркетинга без излишних финансовых вложений. Плюс, дополнительный бонус – реклама в интернете и дешевле, и быстрее, чем её офлайн-аналоги в прессе и на телевидении.
Обкатав аудиторию на контексте и приучив к использованию ключевых слов, поисковик пошёл дальше, подключив к уже знакомому инструменту сегмент медийных форматов. Теперь запросы стали основным ранжирующим фактором эффективного продвижения, а владельцы сайтов вынуждены глубже познавать профессиональные навыки оптимизации.
Первый шаг: знакомство с Wordstat
Некоторые эксперты считают сервис «Подбор слов» лучшим предложением из существующих в нынешнем интернете платформ семантического анализа. С этим можно спорить и не соглашаться, но площадка действительно удобная и притом несложная. Традиционная строка запросов и несколько фильтров (слова, география, история) – вот и всё, с чем придётся столкнуться на начальном этапе проверки ключей.
- Регистрируем аккаунт электронной почты и открываем Я. Wordstat (wordstat.yandex.ru).
- Вводим в поиск тематическое слово или фразу, выбираем нужный географический фильтр под ссылкой «Все регионы».
- Страница результатов содержит две таблицы: левая сторона показывает сочетания с искомым словом, а правая – дополнительные релевантные запросы. Каждый из них сопровождается цифрой месячной активности, демонстрируя сколько раз пользователи искали в Яндексе этот товар или услугу.
Общее впечатление портит лишь один момент – сервис не удосужился облегчить процесс сохранения результатов для переноса в какую-нибудь стороннюю программу редактирования. Ну что же, на солнце тоже бывают пятна, а проблема решается просто.
Шаг второй: расширение YWA
В каталоге дополнения Я.Браузера (или через поиск) предлагается найти Yandex Wordstat Assistant и разрешить его установку. Небольшая по размеру программа встраивается в интерфейс «Подбора слов» и собирает все нужные фразы для их дальнейшего переноса в другие приложения. Попутно делает проверку дублирующих результатов, запоминает частотность употребления и сортирует в заданном порядке. При этом первоначальный анализ ключей можно произвести прямо в окне YWA, удаляя ненужные или нерелевантные фразы.
Ещё одно достоинство состоит в том, что сам Яндекс лояльно относится к работе этого дополнения, не блокируя его и не заставляя пользователя вводить бесконечную капчу, прозрачно намекая на чрезмерную активность процесса. Другие разработчики не пользуются столь явной симпатией платформы.
Шаг третий: проверка
Раздел анализа ценности собранных ключей для каждого оптимизатора выглядит по-разному. Новички делают упор на высокочастотных фразах, не учитывая всех рисков, сопровождающих их широкое применение. Поисковики негативно относятся к таким запросам, а конкуренция по ним столь высока, что попасть в ТОП выдачи попросту нереально. Поэтому владельцам сайтов приходится овладевать искусством формирования корректного семантического массива, содержащего все виды ключей: высоко-, средне-, низко- и даже ультранизкочастотных. Две заключительные позиции, конечно, привлекают совсем небольшой трафик, но всегда характеризуются высоким уровнем кликабельности и повышают авторитет сайта в глазах ранжирующих алгоритмов.
Специалисты рекомендуют придерживаться следующих пунктов, проверяя облако ключей перед формированием семантики.
- Насколько собранные фразы отвечают тематическим критериям – каждое сочетание обязано нести полезную нагрузку.
- Разделить слова по видам запросов: информационные, брендовые, конверсионные/транзакционные, репутационные, региональные. Для каждого из них следует подготовить отдельные кластеры.
- Учесть популярность слов в поиске и использовать её при создании новых комбинаций.
Распределённые подобным образом ключи пригодны для дальнейшего внедрения на страницы сайтов или в рекламные кампании.