Абстрактное солнце Испании
В этой удивительной истории мы остановимся всего на двух эпизодах, связанных с эмблемами, которые соединяет имя великого каталонского художника Жоана Миро (Joan Miro i Ferra). В его творчестве преобладал абстракционизм и сюрреализм – изобразительные течения, традиционно считающиеся непригодными для такого серьёзного дела, как создание логотипов. Так вот, Миро не только опроверг подобную ахинею, но и разработал корпоративную символику, считающуюся одной из самых оригинальных и, конечно, нестандартных.
- Первый эпизод касается туристического бренда Turespaña, ставшего правообладателем логотипа, сделанного художником по заказу министерства туризма. Так появилось знаменитое Солнце – рисунок в три краски с неуклюжей надписью España и неким подобием чёрной звезды. Тем ни менее, столь непритязательная картинка получила неофициальный статус логотипа Испании и входит в число самых узнаваемых эмблем мира.
- Второй опыт мастера – работа для la Caixa (аналог российского Сбербанка). Во всей стране его филиалы заметны по изображению человечка (а может быть это что-то другое?), бросающего вниз нечто похожее на монетки (а может быть и не их?) Короче, абстракция полная, но пропустить невозможно!
Создавались эти шедевры, когда Жоан Миро уже разменял почтенный восьмой десяток лет. Так что назвать их юношескими шалостями или ошибками молодости никак не выйдет. Да и не нужно!
Не Chupa Chups
Когда речь заходит об участии художников в работе над логотипами, пример Сальвадора Дали и круглой карамельки стоит, как правило, на почётных первых местах. Это уже хрестоматийно, и потому неинтересно. Не столь известно, что в тот же 1969 год эксцентричный испанец отметился ещё одной эмблемой, сделанной для песенного фестиваля Евровидение, проходившего в Испании. И здесь тоже было Солнце – красный круг в обрамлении желтых орнаментальных лучей и строгой надписью Eurovision по внешнему контуру. Никакого эпатажа и хулиганства. Так же, как и в случае с Chupa Chups, всё выглядит строго и достойно.
Снова Яблоко
Логотип Apple нередко вспоминают в другом контексте – из-за различных подходов к созданию брендового знака в первом и втором вариантах. Сначала он представлялся настоящим рисунком, с Исааком Ньютоном, деревом и, понятное дело, плодом, который обязан упасть на голову. А через год от всей концепции осталось только яблоко, да и то с одной стороны надкусанное. И никакие гении к этому руку не приложили. Зато в более позднее время, как оказалось, один маэстро поп-арта всё-таки отметился и здесь.
Энди Уорхол (Andrew Warhola, 1928-1987) – рисовальщик, дизайнер, коллекционер, писатель и ещё много чего – за пару лет до смерти (1985) то ли по заказу компании Apple, то ли в рамках собственной акции Warhol’s Ads, сделал логотип героем художественного полотна. Радужное яблоко выполнено акрилом на холсте, с использованием шелкографии – вся композиция смотрится несколько сложнее, чем пресловутый «Чёрный квадрат», но в целом достаточно по-детски, что никак не умаляет её стоимости. Даже начальная цена в 2015 году составила на eBay 280 тыс. долларов, а за несколько минут торгов она увеличилась почти в три раза (продано за $750000).
Но и это отнюдь не весь роман – в 2018 на аукционе Woodshed Art Auctions обнаружился ещё один вариант яблочного логотипа от того же автора. На этот раз попроще – гуашь на бумаге 20х20 см. И стоимость подкачала, всего 30 тыс. Интересно, поклонники иконы поп-арта или фанаты надкусанного яблока приобретают эти работы?
Понятно, что не каждому фирменному знаку повезёт выйти из-под руки великого художника. Заметим только одно – все бренды, о которых шла речь, были достойны этой чести. Потому что первым делом развивается продукт, а логотип лишь поддерживает и продвигает его ценность.