Предпосылки SERM
Просто рассмотрим онлайн-картинку. Не хочется в статье начинать разбор политических новостей, но именно они легче всего отражают механизм распространения негатива.
Один (одна) из ТОП-менеджеров российского представительства строительных гипермаркетов «Леруа Мерлен» на личной странице в социальной сети опубликовала небольшой пост о чрезвычайном происшествии в Московской области во время проведения ЧМ-2018. Информация оказалась «жареной», а выводы тенденциозными, была замечена пользователями и стремительно разошлась по интернету.
Участники, ничем до того не связанные между собой, очень быстро самоорганизовались и начали высказывать позиции. Нужно сказать, что в большинстве прямо противоположные тем выводам, которые сделала автор поста. Попытки представить всё происходящее персональным мнением, не связанным с уважаемым французским DIY-ритейлером, оказались безуспешными. Спустя несколько дней компания уволила сотрудника и тем самым выразила несогласие с его точкой зрения.
На этом историю одной подмоченной репутации можно было бы закончить, но… На главной странице поиска по брендовому запросу, даже спустя полтора месяца, находится несколько результатов, ссылающихся именно на приведенный эпизод. Вот здесь-то и начинается зона ответственности Search engine reputation management, формирование репутации в поиске (SERM).
Управление онлайн-реноме
В качестве основной задачи выделяется только одна цель – вытеснение или удаление из рейтинговой выдачи поисковых систем негативных материалов, ассоциирующихся с продвигаемой фирмой. Про удаление мы вспоминаем не ради красного словца. В некоторых случаях, где отрицательные отзывы связаны с нечестной конкурентной борьбой, администрация площадок может попросту изъять некорректный контент. Естественно, что специалистам по SERM-работе придётся вступить в переписку, объяснить и доказать несостоятельность критики. Такие прецеденты, хотя и редко, но случаются.
В остальных сценариях используются стандартные приёмы.
- Во-первых, учёт репутационных запросов в семантическом ядре сайта. Органическое продвижение – это один из распространённых способов занять высокое место в выдаче, выдавливая оттуда сторонние веб-ресурсы.
- Во-вторых, регистрация и организация работы на отзывных площадках, ещё на охваченных распространением негатива.
- В-третьих, выход на тематические сайты с экспертными обзорами и другими видами контента, с целью повышения присутствия на ТОПовых информационных сервисах. Сюда могут также входит соцмедиа, раскрученные видеохостинги, онлайн-представительства печатных и электронных СМИ.
- Усиление продвижения продукции фирмы через платные инструменты контекстной рекламы. Не забываем, что она занимает в поисковой выдаче верхние и нижние строчки, чем уменьшает поле для распространения негативных материалов.
В целом можем подтвердить старую истину, что любое упоминание о коммерческой фирме – кроме некролога – идёт на пользу формированию её репутации. Между прочим, даже из негатива хорошие маркетологи создают продающий повод и извлекают результативный трафик. Завершим обзор ещё одним примером из интернет-практики ближнего зарубежья (Беларусь).
Производитель одежды и сумок получил предложение от раскрученного российского лидера мнений о сотрудничестве. Проанализировав эффективность прежних маркетинговых мероприятий, которые устраивала эта звезда, бренд отказался от проведения совместной акции и в ответ получил негативный пост и тематический прямой эфир в Инстаграм. Понятно, что селебрити не поскупилась на отрицательные эпитеты и прочие заморочки, призванные утопить репутацию не самой известной белорусской компании.
Реакция производителя оказалась нетривиальной. Он попросту объявил конкурс: каждый, кто пришлёт скриншот поста получает от фирмы подарок, брендовую сумку. Весь результат негативного трафика от самой активной аудитории, компания перелила на свой аккаунт и сайт, и приобрела новых подписчиков и будущих покупателей. Примечательно, что по брендовому запросу в поиске не выходит ни единого упоминания о событии, в своём начале имевшем разрушительный для торговой марки потенциал.
Продолжим тему в следующей статье.