Я.Маркет: главная торговая площадка Рунета
Не ретейлер и не продавец – информация в интернете превратилась в прибыльный товар, на который всегда существует спрос. Даже в периоды кризисов и падения рынков пользователи интересуются новинками производителей, выискивая нужные вещи и сравнивая цены. Вот здесь-то на сцену и выходят платформы, генерирующие контент из сотен предложений интернет-магазинов.
Первая версия Маркета появилась ещё в 2000 году, вместе с официальным дебютом в Рунете ставшего самостоятельным поисковика – до этого он три года находился в структуре фирмы CompTek International, дистрибьютора ПО и телекоммуникационных систем. Но только в 2016 сервис был выделен в отдельное юридическое лицо, привлекающее миллиардные инвестиции и развивающее тематические Яндекс-проекты.
Рекомендации: вторая специальность Маркета
В момент разработки платформы ещё, конечно, никто не мог предполагать того влияния, которое на продвижение бизнеса окажут отзывы и репутация. Тем не менее, возможность пользовательского комментирования была реализована сразу, а со временем претерпела существенную модификацию и усилила ранжирующий вес. Рецензии разделены на несколько категорий.
- В первую группу входят отзывы о товарах – потребительские свойства, сильные/слабые стороны, цена и конкурентные преимущества.
- Второй раздел касается продающего бизнес-сегмента – деятельность интернет-магазинов, уровень сервиса, условия оплаты и доставки, коммуникация.
Отдельная ниша – это ответы авторам постов (особенно негативных), обратная связь коммерческих площадок с аудиторией. Весьма полезная функция для разрешения возникающих споров и предупреждения развития конфликтных ситуаций, на которой следует остановиться отдельно. Ведь на площадке зарегистрировано более 21 тыс. продавцов, выставивших 173 млн товарных позиций – конкурентная борьба за содержимое кошельков 20 млн потенциальных покупателей нешуточная. Любой негатив способен в разы уменьшить шансы на успешные продажи.
«Чистая» репутация
Даже если не рассматривать приёмы недобросовестного бизнес-соперничества, всё равно предпринимательство сопровождает немало рисков, связанных с плохими отзывами. Реакция на них и способность удерживать ситуацию под контролем – это обязательный элемент эффективного онлайн-маркетинга.
- Распространённый эпизод – покупатель жалуется на медленную доставку или повреждение товара в процессе транспортировки. Отрицательный комментарий появляется в карточке продавца и понижает общую оценку. Лучший сценарий заключается в начале диалога, выяснении обстоятельств и причин, замене продукта и предложении подарка (скидки, участия в бонусной программе). Исчерпанный конфликт завершается, а потребитель самостоятельно удаляет негатив. Между прочим, самый результативный способ, ни один отзывной ресурс не препятствует автору в редактировании текста.
- Вторая ступень – обращение к администрации Маркета для разрешения спора с неадекватным клиентом. Здесь уже продавцу придётся доказывать собственную правоту и несостоятельность обвинений. В качестве доводов могут служить как нарушение правил комментирования, так и общая ложность высказанных претензий. Например, доставка обещана в течение недели, осуществлена на 7 день, а покупатель жалуется на длительный срок – в таких случаях Яндекс однозначно встаёт на сторону магазина.
Более сложные варианты должны рассматривать профессиональные агентства, обладающие и опытом, и наработанными репутационными стратегиями. Но это тема отдельного разговора. А мы в следующей статье останемся на Яндексе и рассмотрим Справочник – каталог организаций, регистрация в котором необязательно, но очень полезна.