Для чего нужны операторы
По умолчанию поисковая система не обращает внимания на целый ряд лингвистических параметров. Это приводит к нерелевантным откликам на пользовательские запросы и бесполезному трафику, не дающему запланированных результатов. Но если в случае с органическим продвижением сайта все завершается только неудовольствием посетителя от визита на «левую» веб-страницу, то в рекламном сценарии владельцы площадок несут финансовые потери и быстро сливают выделенные маркетинговые бюджеты.
Речь идёт о различных формах русского языка, уточняющих смысловую направленность.
- Во-первых, порядок слов. В обычном виде Яндексу безразлично, какой рейс задерживается до 6 утра – Рига-Москва или наоборот.
- Во-вторых, падежи. «Клиенту» или «клиентом» – это цифровой системе координат безразлично. Кстати, сразу же обратим внимание на ещё одну деталь – «падеж» и «падёж» так же не различаются.
- Род (мужской, женский или средний), число (я, ты, он, они) и прочие нюансы с причастиями, деепричастиями, глаголами, прилагательными и наречиями в расчёт не принимаются.
Наконец, категория, которую обозначают термином «стоп-слова» – союзы, междометия, предлоги – вообще остаются за границами внимания.
Чтобы вынудить поисковик всё это учитывать, создана структура операторов. Они проставляются перед нужным словом или включают в себя целую фразу, и сообщают о форме и значении, которые им определил разработчик.
Рассмотренные ниже примеры подходят только для платформы Яндекс. Его постоянный конкурент Google создал отдельную систему типов соответствия и несколько иные способы их маркировки.
Место применения операторов
Рассматриваемая тема интересна не только для оптимизации ключевого ядра. Даже рядовые пользователи, научившись данному приёму, способны сделать поиск более результативным и качественным.
Служебные возможности операторов используются в любых видах строки запросов Яндекса – от стандартного, всем знакомого интерфейса, до рекламной платформы Я.Директ и сервиса «Подбор слов», отвечающего за формирование статистики по семантическим ключам. Правда, никаких подсказок на этот счёт поисковик не предусмотрел и каждому придётся самостоятельно изучить структуру этого инструмента.
Первая позиция: закрепление порядка элементов ([])
Чтобы не дать поисковику перемешивать слова местами, предусмотрен вариант квадратных скобок […]. Любой внедрённый в них запрос рассматривается алгоритмами в эталонном порядке, откликаясь на такие же фразы. Но правило действует лишь на очерёдность, оставляя свободным поле изменения по падежу, числу и другим трансформациям. Оператор учитывает попавшие внутрь стоп-слова и закрепляет их структуре оборота. К подобному сценарию советуют прибегать в тех случаях, когда очерёдность играет роль.
Вторая позиция: точное значение (!)
Для запрета изменений применяется восклицательный знак без пробела перед каждым фиксируемым словом (!*****). При его посредничестве Яндексу передаётся требование учитывать только одну заданную разработчиком форму. Никакие произвольные манипуляции по времени, падежу или числу после этого уже невозможны. Оператор рекомендовано применять при необходимости закрепления одного или нескольких слов в составе запроса.
Третья позиция: учитываем служебные части речи (+)
Традиционные стоп-слова (союзы, предлоги, междометия) не несут значимой информации и поэтому пропускаются Яндексом. В рассматриваемый сегмент часто попадает всё, что короче 3 букв. Но в некоторых категориях запросов (например, конверсионных) их отсутствие существенно изменяет смысловые акценты. Чтобы указать необходимость обязательного присутствия какого-либо из подобных стоп-элементов внутри фразы, применяется оператор плюс, прикреплённый без пробела («муж +на час»). Способ отлично работает при корректировке ключей.
Четвёртая позиция: фиксируем количество («»)
Стандартная практика разрешает Яндексу не только перемешивать значения местами и изменять их, но и позволяет вставлять внутрь фразы дополнительные элементы. Оператор кавычки действует в этой нише, подсчитывая число слов и не давая внедрять в них новые. Если в заданном ключевом сочетании присутствует всего три компонента («куплю машину недорого»), то в таком же виде должен быть составлен и запрос, на который оно появится в результатах поиска. При этом допускаются типовые изменения, присущие всем остальным способам – число, род, падеж в расчёт не берутся.
Внутри этого пункта существует ещё одна тонкость – служебные стоп-слова принимаются за полноценные элементы и входят в общую сумму. Но в случае их дублирования – «купить телефон в интернет-магазине в кредит», дважды употребили предлог «в» – повторяющийся участник будет произвольно заменён, хотя общее количество слов останется прежним.
Полезная отдача рассмотренного сценария сомнительна – в последнее время Яндекс часто игнорирует им же придуманные правила и выдаёт очень приблизительные результаты.
Пятая позиция: структура групповых запросов
Заключительный раздел касается ключей, организованных для создания сложных конструкций. Вся фраза делится на две части по следующему шаблону ****** (*****|*****).
- Первая состоит из произвольного сочетания, например, «купить смартфон».
- Вторая помещается в круглые скобки и содержит любое количество дополнительных слов, разделённых знаком прямой слеш – (дёшево|новый|в интернет-магазине).
На выходе поисковая система видит три различных объявления, где первая часть остаётся постоянно неизменной, а на место второй присоединяется один элемент из скобок. В остальном действуют все стандартные правила – слова могут изменяться по числу, времени, падежу или замещаться близкими по значению.
Использование операторов Яндекс.Директ, конечно, помогает уточнять смысловую задачу семантического ядра, но в неумелых руках способно уменьшить количество привлекаемого трафика либо вообще его прекратить по одному из ключей. Поэтому новичкам традиционно рекомендуется начинать продвижение без всяких сложных схем, а на старте рекламной кампании дождаться результатов по сбору статистики. И лишь после этого произвести разбор посещений по оптимизированным запросам, выделить группы по эффективности и – при необходимости – уточнить их операторами.