Вступление
Программные средства не сильно заморачиваются читабельностью и грамотным построением ключевых фраз. Для них склонения, спряжения, род и число роли не играют, а предлоги, междометия и прочие служебные части речи называются «стоп-словами» и по умолчанию исключаются из сочетаний, как не имеющие принципиального значения для понимания смысла. Более того, порядок слов так же не приоритетен и действует правило о том, что перемена мест слагаемых на сумму не влияет. Но это, конечно, в математике. А вот поисковую семантику следует уточнять. Потому что из запроса «Путешествие из Петербурга в Москву» с удалёнными предлогами и перетасованными словами получится полная белиберда, а не ссылка на знаменитое произведение А.Н.Радищева.
Между прочим, следует внимательно рассмотреть ещё один вид слов – шумовые. Посвящённый им раздел почему-то всегда отсутствует в популярных обзорах, хотя его элементы способны существенно исказить смысл и тематический акценты пользовательской фразы. Вернёмся к Радищеву и рассмотрим предмет на его примере. В запросе «Александр Николаевич Радищев» поисковик увидит три равнозначных составляющих и произвольно перемешает их позиции. Понятно, что вариант «Александр Радищев» в поставленную цель попадёт, а вот «Александр Николаевич» никак не её не достигнет. В данном сценарии фамилия работает основным маркером и 100% случаев ответит на запрос, а имя и отчество – в различной степени – но являются шумовыми словами, которые при определённых условиях и исказят суть вопроса, и привлекут на веб-страницу нецелевую аудиторию.
Чтобы избежать подобных ошибок и дать поисковику точные указания о смысловом наполнении семантического ключа и применяются операторы Яндекс.Директ.
Параграф первый: фиксация
Предупредить ошибку, подобную иллюстрации примера с книгой Радищева, можно посредством квадратных скобок. Запрос, написанный в виде «Путешествие [из Петербурга в Москву]» воспримется Яндексом однозначно – закрепление служебных частей речи и учёт словоформ. Отлично работает в тех случаях, когда необходимо указать поисковику на элементы, которые можно произвольно изменять и те, что трансформации не подлежат.
Параграф второй: закрепление
Хотя выглядит похоже на предшествующий пункт, но используется иной оператор – кавычки – и достигается иной эффект. Фраза, помещённая в «», не изменяется по словам ни количественно, ни качественно, но подвержена склонению и другой подобной обработке. Выражение «приобрести наручные часы в Москве в интернет-магазине» содержит 8 элементов из которых два повторяются. Это единственная тонкость – Яндекс разрешит в поиске вместе второго дублированного «в» подставить другое слово. Главное, чтобы сошлось общее число. Остальные же составляющие запроса могут перемешиваться внутри заданной семантической конструкции.
Параграф третий: форма
Бывает необходимо дать значение определённому элементу. Подобная задача решается восклицательным знаком перед нужным словом. Запрос, содержащий указание «в !Париж» программными алгоритмами станет учитываться только в закреплённой форме. Никакие другие варианты – Парижа, Париже и т.д. – через сито операторов не пройдут. Справедлива единственная, указанная пользователем в ключевом ядре, форма.
Параграф четвёртый: добавление
Рассматриваемый оператор «+» очень похож на своего предшественника, но с некоторыми нюансами. Он закрепляет в запросе служебные части речи (стоп-слова), которые по умолчанию в стандартных условиях игнорируются Яндексом. Фраза, содержащая «+», всегда будет учитываться с прикреплённым к нему предлогом или другим лингвистическим элементом. Традиционной иллюстрацией служит выражение «из рук в руки». Здесь у нас части «из» и «в» в стандартном сценарии поисковиком пропускаются, а между «рук» и «руки» он ставит знак равно и смысл запроса теряется, даже не начав реализовываться. Так что без плюса перед каждым словом Яндекс эту фразу попросту не воспринимает.
Параграф пятый: минус
Действует аналогично предшествующему, но с диаметрально противоположным эффектом – указывает на ключи, которые следует изъять из семантического ядра. В профессиональной среде они называются минус-словами и отлично подходят для оптимизации трафика и указания Яндексу на смысловую тонкость объявленного значения ключа.
Параграф шестой: объединение
При необходимости составить сложную семантику из постоянных и переменных частей запроса, применяются скобки и прямой слеш. Используется в виде «приобрести (квартиру | машину | гараж | дачу)». Это, конечно, если кому-нибудь понадобится всё перечисленное вместе и сразу. Яндекс же, в свою очередь, дробит конструкцию на четыре запроса, по количеству значений, помещённых в круглые скобки и разделённых прямой чертой. Данный приём не уменьшает число ключей, но сокращает время, затрачиваемое на их написание в полном объёме.
Заключение
Важное замечание состоит в том, что все перечисленные операторы сотрудничают друг и другом, применяясь как поодиночке, так и в комплексном порядке.
Ещё одна деталь – Яндекс не слишком подробно делится информацией о работе с программными инструментами и только опыт специалиста и кейс выполненных им проектов может гарантировать справедливо внедрение каждого знака. Впрочем, здесь мы переходим на тему выбора исполнителя, и это уже совсем другая история. К ней вернёмся в одном из ближайших тематических обзоров.