Общие проблемы…
…которые в основном состоят из юридического пофигизма.
Если в России ежегодно создаётся до полумиллиона новых компаний, то заявку на регистрацию товарных знаков из них подаёт не более 15%. Обычная история, когда начинающие коммерсанты находят неплохое брендовое название для планируемого бизнеса, вкладываются в производство (товар) и раскрутку, делают рекламу и проводят акции. В конце концов, становятся узнаваемыми в своём городе и бац… позавчера на соседней улице открылся магазин с таким же названием, логотипом и рекламным слоганом. Только его владелец прежде всего позаботился о юридических тонкостях и всё это «богатство» зарегистрировал официально, получив свидетельство Роспатента. Commedia la finita! У наших первых предпринимателей есть только один путь – новое название и атрибутика, получения законных прав собственности и лишь после этого остальной внутренний и внешний маркетинг.
Действия и рекомендации…
…тем, кто хочет создавать фирменный стиль для себя, а не в пользу конкурента.
Конечно, правильнее обратиться в специализированную фирму, где работают профессионалы и всё будет сделано в лучшем виде – от проверки до заполнения документов и получения свидетельств о регистрации. Но подобная практика стоит денег, а молодые проекты ими не всегда располагают. Поэтому действуем самостоятельно.
- Во-первых, проверяем название на уникальность. Не нужно довольствоваться выдачей Яндекса или Google – дескать, чего они не знают, того и в природе не существует. Есть куча брендовых имён, которые на рынке не присутствуют, но выставлены на продажу. Поэтому отправляемся на поиск по товарным знакам (в сети они работают бесплатно) и через несколько секунд получаем результат. Конечно, названия, поданные на регистрацию, здесь не фигурируют, но всё-таки хоть какая-то гарантия, что ваш вариант до сих пор никем не используется.
- Во-вторых, если желаете заниматься коммерцией не только в России, а распространяете перспективные планы на более широкие территории, проверяйте и в международном формате.
- В-третьих, логотипы и их свойства – это отдельная головная боль. Без всякой статистики, 99% дизайнеров, предлагающих услугу создания фирменного знака, слыхом не слыхивали об охраняемых областях эмблем и тех неприятностях, которые с их помощью можно получить. Даже разрабатывая индивидуальный логотип и не имея ни малейшего желания кого бы то ни было копировать, художник может подвести клиента под судебное дело. Лучше всего этот момент прояснят юристы, которые точно определят графические элементы, способные по закону стать охраняемыми. А с дизайнера спроса нет – он в патентном праве не разбирается. И не должен!
- В-четвёртых, фирменные цвета и шрифты. На эту область так же распространяется авторское право. Если вы думаете, что сочетание синего, белого и красного в одной геометрической фигуре плюс надпись рукописным курсивом – это разрешенная всем универсальная практика, то заблуждаетесь. Coca Cola грудью встанет на защиту своих интересов, а юристы легко докажут смешение стилей и попытку спрятаться под авторитет чужого бренда.
- Отдельный пункт касается не самой символики, а её использования. Магазин автозапчастей продаёт жигулевские комплектующие и размещает у себя логотип ВАЗа без позволения владельца бренда – добро пожаловать на судебное заседание. Игрушки с героями мультфильмов, майки с лицами актёров или интернет-мемами, домашние торты с какими-нибудь динозавром или смешариком – у каждого раскрученного образа есть владелец. И неважно, что вы перекупщик в пятом колене, а с документацией полный ажур: приход, расход, накладные, фактуры и путевые листы – все подшито. Если поставщик не является правообладателем бренда (или не получил от него положенных разрешений), значит вся цепочка дальнейшей продажи незаконна.
Раскрученное имя, узнаваемый логотип, запоминающийся рекламный слоган – всё перечисленное может стать предметом серьёзных неприятностей, если владелец не позаботился о правильном и своевременном патентном оформлении фирменных знаков. Только в этом случае деньги, заплаченные дизайн-студии за набор корпоративных атрибутов, не окажутся выброшенными на ветер, а удачные находки не начнут работать на юридически более подкованного конкурента.