Содержание футера
Сам подвал несёт практическую функцию второй шапки – навигация и важные разделы, адреса и телефоны, служебные данные (сертификаты, лицензии), представительства в социальных сетях. Как правило, подобная информация уже присутствует в хедере или в теле страницы, но традиционно дублируется внизу. Такой практике существуют очень логичные объяснения.
Улучшается индексация поисковиков. Никто, конечно, не делал замеров эффективности, но прямые ссылки на внутренние страницы не способны остаться без внимания ранжирующих алгоритмов.
Как ни странно, но оптимизируется навигация для пользователей. Автору нередко приходилось перебирать пункты многоуровневых меню сложных проектов, чтобы отыскать нужную строчку. А в подвале сайта искомая позиция способна оказаться абсолютно открытой и не требующей лишних кликов мышкой.
Мы находимся на площадке компании Zexler и не будем далеко ходить для иллюстрации примера.
Вот шапка…
А вот подвал…
Без сомнения, карта сайта в нижней части страницы более информативна и открыта для поиска нужного контента, нежели традиционное меню.
Несколько дополнений в виде удобной кнопки «Наверх», бланка заказа разговора и окна чата – привычная уже классика онлайн-жанра.
Ещё один уникальный элемент – это копирайты. Например, помещённая в футер активная ссылка на разработчика, помогает желающим быстро связаться с интернет-компанией, создавшей сайт. Этот способ часто упоминают в разделах рекомендаций о поиске надёжной веб-студии. Ниже пример из практических кейсов Zexler’а (magnummobile.ru).
К слову, клиенты из рассматриваемого сегмента, составляют весьма существенный процент от общего числа заказчиков.
Иногда футер делается гораздо скромнее и аскетичнее либо наоборот – с внедрением полноцветных картинок. Но это уже зависит от художественного концепта, о котором пойдёт разговор ниже. Завершая обзор содержания, следует обозначить ещё одну существенную деталь – типографику, оформление текста. Её огрехи в подвалах сайтов видны сразу же и невооружённым глазом. Размер и читаемость шрифта, выравнивание и структурирование, пробелы и «воздух» – в сжатом пространстве каждая буква или знак должны оказаться на положенном и логичном месте.
Дизайн подвала
Оформление футера строгим трендам не подчинено. Существует несколько правил, которые сложились в результате практики.
Во-первых, контраст. Нижняя часть веб-страницы должна чётко ограничивать основное контентное поле.
Во-вторых, строгие гарнитуры. Как правило, используются обычные шрифты с засечками – убористые и удобочитаемые.
Заключительное, подвал должен плотно «прилипать» к нижнему срезу, не оставляя свободного места. Иногда его делают плавающим, постоянно находящимся на виду у пользователей.
В качестве простых примеров посмотрим на стандартные образцы.
Большой футер веб-ресурса юридического центра – посетители видят карту сайта на глубоком однотонном фоне с основными структурными разделами, а поисковикам предлагаются прямые внутренние ссылки.
Другой вариант видим на ресурсе производителя листового стеклопластика. Здесь узкий футер на белом бэкграунде содержащий только копирайт разработчика и кнопку «Вверх» – заказчик согласовал именно такой вариант.
Два следующих примера ломают стереотип, показывая влияние общего дизайна на нижнюю часть страницы.
Сайт дилера автопроизводителя из КНР выполнен в бежево-синей цветовой гамме. Её же использовали в футере, чуть осветлив визуальную основу – приём не слишком традиционный, но хорошо вписавшийся в общую дизайнерскую канву.
Если к подвалу сайта строгих правил не сформулировано, то у его антипода – шапки (хедера) – судьба прямо противоположная. Она всегда на виду и подчинена оформительским канонам. Продолжим тему в следующей статье.